Е.Г. Перова

 

       Резьба по  бумаге. Опыт реставрации произведения в редкой технике. 

 

В 1996 году в сектор реставрации графики ОНР ГИМ поступило произведение, выполненное в необычной технике:  на бумажном листе  методом сквозного вырезания и тиснения создано  ажурное  изображение  библейского сюжета.  За более чем двадцатилетнюю практику реставратор впервые столкнулся с такой техникой, для обозначения которой в русском языке нет даже термина. Мы в данной работе применяем термин « прорезь»  (по аналогии с «прорисью»).

Техника.

Техника  создания изображения путем его сквозного прорезания - на пергаменте или бумаге -  известна в Европе с 15 века.[1]  Один из первых образцов - т.н.  «палла»  (Palla ) - покров на чашу для причастия из монастыря Тегернзее в Германии.  На позолоченном пергаменте  вырезаны «Страсти Господни»: сердце, раны и орудия пыток, на рамке - латинский гимн готическим шрифтом. Подложка  сделана из красной ткани.

Настоящее начало применения данной техники - 16 век.  Известно 7 книг, выполненных в технике резьбы - т.н. « нематериальные книги» (Immateriellen  Bucher) или «кружевные Библии»,  появившихся в 16-нач.17вв., в которых вырезаны были и текст, и заставки, и иллюстрации.  Старейшая из них  находится в Бельгии: «Книга Страстей Господа нашего  Иисуса Христа ... составленная  не из реальной материи».[2]  Это 24 белых  «кружевных»  страницы  размером 14,5х9,5 см  с подложками  из голубой бумаги, чтобы «нематериальное» изображение  стало  видно.

Постепенно  техника  резьбы  распространяется все шире и шире по Европе, достигая наибольшей    популярности в Германии  (пергамент) и Нидерландах (бумага). 

 Это были настенные украшения, различные девизы и гербы, цитаты из Библии, поздравления с различными сюжетами: пейзажами, изображениями людей,  библейскими мотивами, вырезанные  из пергамента и бумаги - белой либо цветной, с подложками из цветной, а чаще черной бумаги.  Среди любителей и собирателей подобного жанра  бывали и коронованные особы, помещавшие подобные произведения в качестве редкостей в свои кунсткабинеты. Так, к примеру, в Лондоне, в музее Виктории и Альберта экспонируется резьба работы  И. Кёртен-Блок: восьмиугольник  (9 х 6,5 см)  с изображением Марии, младенца Христа и сыновей Иоанна, сидящих в лесу под деревом, на котором играют белки и обезьянки. Картинка помещена между двух кристаллов и заключена в серебряную рамку таким образом, что ее можно было носить в виде украшения.

 В  18 - нач. 19 вв. в Германии и Нидерландах в массовом порядке изготовлялись  своеобразные  религиозные картинки (в размер  открытки) с изображениями святых, причем вырезан обычно бывал лишь фон и орнамент, а само изображение святого в центре открытки писалось красками и золотом - в манере  и технике книжной миниатюры.

Известно, каким образом происходил процесс вырезания изображения на  пергаменте: он укреплялся за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве инструментов использовались ножницы, острые ножи для заточки перьев, специальные режущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего, ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий. Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причем нередко мастер вырезал  изображение сразу  на нескольких  листах, сложенных в стопку, получая таким образом серию одинаковых сюжетов.

Описание экспоната:  техника,  происхождение сюжета, атрибуция.

В России подобная техника  известна очень мало, хотя  существовали приемы резьбы по  бересте  и кости. В Государственном Историческом музее нами обнаружено пока только три образца резных изображений, одно из которых - типичная европейская   картинка на пергаменте, изображающая Св. Барбару, другое - образ Богородицы, вырезанный на бумаге  -  предмет домашнего «рукоделия» 19 в.

Наибольший интерес представляет  лист с сюжетом «Христос во гробе»,[3] который  создан неизвестным автором  на высоком художественном и профессиональном уровне, причем  европейская традиция  была им усовершенствована. Изображение создано тремя способами: тиснением, сквозной резьбой и проколами.

Основной «рисунок» сделан с тыльной стороны листа: это  тиснение, создающее мягкий рельеф и объемы обнаженного тела и складок одеяний, фактура которых подчеркнута мельчайшими выпуклыми точечками , а также  сквозная резьба  фона с цветами, стволами и ветками деревьев, факелы в руках персонажей, их волосы и глаза. С лицевой стороны нанесены проколы, идущие по складкам одежд и прорези на изображениях ртов персонажей и ран Христа. Каким образом выполнено  на бумаге само тиснение, пока неясно, хотя можно предположить, что для этого применялась выпуклая металлическая форма - штамп. Сквозные отверстия на бумаге могли появиться либо одновременно с тиснением, либо после него (часть отверстий могла быть создана при тиснении, а другая часть - при помощи ножниц, ножа и пуансонов). Можно допустить, что автор владел приемами гравюры на металле, так как  множество сквозных фигурных отверстий сделано явно при помощи пуансонов, аналогичных  гравировальным.

Автор произведения заявил о себе следующим образом:  на  нижнем поле есть подпись железо-галловыми чернилами «вырезывалъ Ф.К. въ 1801год». Ниже - название по-французски  (черной тушью)  «Yesus Christ dans le Sepulcre» - «Христос во гробе». Также по-французски дано подробное описание происхождения сюжета: «Картина Таддео Цуккаро, находящаяся в кафедральном соборе Реймса. Нарисована на холсте, высота 7 футов 2 дюйма, ширина 4 фута 1 дюйм. Гравировал Жан Раймонд».[4]

 Таддео Цуккаро   (Taddeo Zuccaro или  Zuccari, 1529-1566гг.)  - итальянский живописец римской школы, виртуозный рисовальщик, представитель позднего маньеризма, известен в основном  своими фресками.  «Христос во гробе» - одна из немногих его картин, украшает собой  знаменитый готический собор в Реймсе (Франция)  - тот самый собор, в котором короновались французские короли.

    Жан Раймонд  (Yean Raymond, 1695 - 1766 гг.) -  парижский  мастер резцовой гравюры по меди, один из лучших  граверов своего времени. Его листы немногочисленны, в лексиконе Наглера[5]  упоминаются всего четыре его гравюры и в том числе  «Тело Христа с поклоняющимися ангелами»  по картине Цуккаро в Реймсе («Der Leichnam Christi von Engeln angebetet»). Нам пока не удалось разыскать  эту гравюру, поэтому  остается невыясненным,  буквально ли следовал  автор «прорези»  гравюре или как-то ее интерпретировал.

Никаких сведений об авторе «прорези»  не найдено. Известно, что  объект поступил в Исторический музей в составе коллекции А.П.Бахрушина по его духовному завещанию в 1905 году.

Состояние сохранности. Демонтаж.

Произведение поступило в реставрацию в тяжелом состоянии. Общая конструкция монтировки была такова (сверху вниз): стекло (разбитое), лист с «прорезью», цветная металлическая фольга, бумажная подложка, деревянная доска - ветхая и изъеденная  жучком. Стекло было приклеено к бумажному заднику полосками зеленой бумаги; после удаления стекла выяснилось, что само произведение также  «прикантовано» полосками бумаги низкого качества к бумажной подложке.

Весь лист  белой вержированной  тряпичной бумаги с «прорезью»  (размер 48 х 29,7 см)  сильно покороблен, загрязнен,  особенно участок, где отсутствовало стекло - треугольник  7 х 31 см. Бумага неравномерно пожелтела (причем наибольшее пожелтение в тех местах, где с изнанки нет фольги)  и покрыта желтыми пятнами, больше всего в нижней части листа (d пятен  1-2 см), в правом нижнем углу - пятно  размером 3 х 6,5 см. Поля заклеены  бумажными полосками  окантовки  шириной 2-2,5 см.

Оборот  подложки  из грязной покоробленной  вержированной тряпичной бумаги (лист составлен из двух частей), обклеен полосками белой и зеленой бумаги - одна поверх  другой (окантовка). На подложке - заломы, затеки, желтые и темно-коричневые пятна в местах прикрепления фольги.

 После того, как мягкой кистью была удалена пыль, осторожно провели демонтаж: при помощи тонкого шпателя удалили верхнюю полоску окантовки, державшуюся слабее остальных на пересохшем клею (мучном). Оказалось, что это упаковочная бумага (чайная) с печатным красным рисунком. Край  произведения, открывшийся  после снятия окантовки - ветхий, грязный, со срывами фактуры и утратами. Оставшиеся полоски окантовки были аккуратно прорезаны по периметру скальпелем и таким образом лист был отделен от подложки и стало возможно увидеть его оборот, филиграни  и систему крепления фольги ,

 Металлическая фольга была прикреплена к бумаге с помощью капель воска и сургуча. Она подложена только под самые ажурные места «прорези», то есть  не цельным листом, а в виде многочисленных кусочков разнообразных форм и размеров, причем многие из них сместились. Фольга запыленная, неравномерно выцветшая (по рисунку «прорези»), покрыта многочисленными черными точками. Изучение  под микроскопом показало, что это - коррозионные очаги зеленого цвета поверхностного характера. В результате исследований, проведенных научным сотрудником лаборатории  ОНР  ГИМ Турищевой Р.А., выяснилось,  что фольга - медная, посеребренная и имеет «лаковое» покрытие желтого и бордового цветов, в качестве связующего в котором использован  клей белкового происхождения (рыбий или желатиновый). Металлическая фольга  передана в сектор реставрации металла для проведения дальнейших анализов (определение продуктов коррозии) и разработки методики реставрации: необходимо ликвидировать очаги коррозии, не  удаляя  «лакового» покрытия, и продумать систему обратного монтажа фольги, подложки и  листа с «прорезью».

При помощи скальпеля фольга  и  нашлепки воска и сургуча были осторожно удалены с бумаги. Теперь можно было рассмотреть филиграни на самом произведении и на подложке. Лист «прорези» имеет филигрань типа  «Strasburg bend» íà ëåâîé ïîëîâèíå ëèñòà, ôèëèãðàíü íà ïðàâîé  половине листа   частично срезана и пока не идентифицирована. На подложке сохранились обе филиграни: это инициалы ТФ и НЛ (соответственно на левой и правой половинах листа) под короной в круге между ветвей и с указанием года - 1804.[6]   Таким образом, 1804 год  представляет собой  terminus post quem  для данной монтировки, т.е. можно утверждать, что лист с «прорезью» был смонтирован с данной подложкой не ранее 1804 г. 

 Далее реставратору пришлось задуматься над тем, каким образом проводить дальнейшие процессы: удаление оставшейся окантовки, промывку и химическую обработку произведения, имеющего выпуклый рельеф и текст, написанный железо-галловыми чернилами.

Реставрация.

Сначала были удалены остатки окантовки, которые слегка увлажнялись и после набухания клея легко снимались скальпелем. После демонтажа окантовки выяснилось, что поля прорези - ветхие, загрязненные, имеют  срывы, утраты и отпечатки красного орнамента  с упаковочной бумаги, использовавшейся для окантовки. Кроме того, внизу слева, под  французским текстом открылась подпись автора, выполненная той же тушью и тем же почерком, что и весь текст: «вырезывалъ Ф.К. въ 1801 году».  Можно предположить, что находящаяся выше французского текста  надпись железо-галловыми чернилами, выполненная совершенно другим почерком, была сделана одновременно с  окантовкой листа, в результате которой авторская надпись была заклеена, - то есть после 1804 года.

Затем, после многочисленных проб и размышлений была выбрана следующая методика промывки  произведения: лист, лежащий на фильтровальной бумаге осторожно обрабатывался при помощи мягкой беличьей кисти №16  дистиллированной водой таким образом, чтобы бумага не промокала насквозь, а лишь слегка увлажнялась (с лицевой и тыльной сторон поочередно). Выяснилось, что эластичная и  прочная тряпичная бумага  достаточно хорошо держит рельеф (возможно, что она была дополнительна проклеена перед тиснением).

Перед химической обработкой  железо-галловые чернила были закреплены с лица и оборота 2% раствором  фторлона.

Аналогично  промывке проводилась и химическая обработка произведения: мягкой беличьей кистью  реставратор многократно наносил слабый  (2 % ) раствор  хлорамина на пятна и затеки, добиваясь полного их удаления. Таким же образом  шла и последующая промывка от хлорамина, качество промывки контролировалось при помощи иодо-крахмальной бумаги:  после прикосновения к листу «прорези» влажная кисть  проверялась на иодо-крахмальной бумаге (проверка на отсутствие свободного хлора). Весь процесс  химической обработки и последующей промывки   продолжался в течение трех месяцев.

  После  окончания  последней промывки  произведение выдерживалось около года и даже экспонировалось в таком «незаконченном» состоянии на II-м Реставрационном Триеннале в Москве в 1996. Когда реставратор убедился, что состояние листа стабильное, была осуществлена подклейка полей японской бумагой  и восполнение утрат.

В настоящее время реставрация  бумажного листа «прорези» завершена. После окончания реставрации медной фольги  произведение будет монтировано на подложку из бескислотного картона и окантовано под стекло.

Работа по исследованию техники произведения и атрибуции будет продолжена.    

    



[1] См.   Metken S. « Geschnittenes  Papier ...» , Munchen, 1979. В немецком языке подобная техника обозначается термином «WeiBschnitt» - « белая резьба».

[2]  « Liber Passionis  Domini  nostri Yesu Christi  cum figuris et  characteribus ex nulla materia compositis». - см.  Metken S. «Gescynittenes Papier...»

 

[3] ГИМ, ИЗО,  инв.№ 42567/5 ДРЖ   И - VIII 3237О

[4] « Tableau de  Thadee’ Zuccaro, qui est dans  l’Eglise Cathe’drale de Rheims. Peint sur toile,

haut de   7. pieds 2 pouces, large de 4.pieds 1 pouce, grave Yean Raimond » .

[5] Dr. Nagler  «Neues  algemeines  Kunstler - Leksicon », Munchen,1842.

[6] Предположительно «Трубчевская фабрика Василия Торубаева»  - см. С.А.Клепиков «Филиграни на бумаге русского производства 18 - нач. 20 в.», М.,1978 г.  У Клепикова  подобная филигрань дана с указанием 1812 г.

Hosted by uCoz