Е.Г. Перова
Резьба
по бумаге. Опыт реставрации произведения
в редкой технике.
В 1996 году в сектор реставрации графики ОНР ГИМ поступило
произведение, выполненное в необычной технике:
на бумажном листе методом
сквозного вырезания и тиснения создано
ажурное изображение библейского сюжета. За более чем двадцатилетнюю практику
реставратор впервые столкнулся с такой техникой, для обозначения которой в
русском языке нет даже термина. Мы в данной работе применяем термин «
прорезь» (по аналогии с «прорисью»).
Техника.
Техника создания
изображения путем его сквозного прорезания - на пергаменте или бумаге - известна в Европе с 15 века.[1] Один из первых образцов - т.н. «палла»
(Palla ) - покров на чашу для причастия из монастыря Тегернзее в
Германии. На позолоченном
пергаменте вырезаны «Страсти Господни»:
сердце, раны и орудия пыток, на рамке - латинский гимн готическим шрифтом.
Подложка сделана из красной ткани.
Настоящее начало применения данной техники - 16 век. Известно 7 книг, выполненных в технике резьбы
- т.н. « нематериальные книги» (Immateriellen Bucher) или «кружевные
Библии», появившихся в 16-нач.17вв., в
которых вырезаны были и текст, и заставки, и иллюстрации. Старейшая из них находится в Бельгии: «Книга Страстей Господа
нашего Иисуса Христа ...
составленная не из реальной материи».[2] Это 24 белых
«кружевных» страницы размером 14,5х9,5 см с подложками
из голубой бумаги, чтобы «нематериальное» изображение стало
видно.
Постепенно техника резьбы распространяется все шире и шире по Европе, достигая наибольшей популярности в Германии (пергамент) и Нидерландах (бумага).
Это были настенные
украшения, различные девизы и гербы, цитаты из Библии, поздравления с
различными сюжетами: пейзажами, изображениями людей, библейскими мотивами, вырезанные из пергамента и бумаги - белой либо цветной,
с подложками из цветной, а чаще черной бумаги.
Среди любителей и собирателей подобного жанра бывали и коронованные особы, помещавшие
подобные произведения в качестве редкостей в свои кунсткабинеты. Так, к
примеру, в Лондоне, в музее Виктории и Альберта экспонируется резьба
работы И. Кёртен-Блок:
восьмиугольник (9 х
В 18 - нач. 19 вв. в Германии и Нидерландах в
массовом порядке изготовлялись
своеобразные религиозные картинки
(в размер открытки) с изображениями
святых, причем вырезан обычно бывал лишь фон и орнамент, а само изображение
святого в центре открытки писалось красками и золотом - в манере и технике книжной миниатюры.
Известно, каким образом происходил процесс вырезания
изображения на пергаменте: он укреплялся
за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве
инструментов использовались ножницы, острые ножи для заточки перьев,
специальные режущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего,
ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий.
Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать
отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причем нередко мастер вырезал изображение сразу на нескольких
листах, сложенных в стопку, получая таким образом серию одинаковых
сюжетов.
Описание экспоната: техника,
происхождение сюжета, атрибуция.
В России подобная техника
известна очень мало, хотя
существовали приемы резьбы по
бересте и кости. В
Государственном Историческом музее нами обнаружено пока только три образца
резных изображений, одно из которых - типичная европейская картинка на пергаменте, изображающая Св.
Барбару, другое - образ Богородицы, вырезанный на бумаге -
предмет домашнего «рукоделия» 19 в.
Наибольший интерес представляет лист с сюжетом «Христос во гробе»,[3] который создан неизвестным автором на высоком художественном и профессиональном
уровне, причем европейская традиция была им усовершенствована. Изображение
создано тремя способами: тиснением, сквозной резьбой и проколами.
Основной «рисунок» сделан с тыльной стороны листа: это тиснение, создающее мягкий рельеф и объемы
обнаженного тела и складок одеяний, фактура которых подчеркнута мельчайшими
выпуклыми точечками , а также сквозная
резьба фона с цветами, стволами и
ветками деревьев, факелы в руках персонажей, их волосы и глаза. С лицевой
стороны нанесены проколы, идущие по складкам одежд и прорези на изображениях
ртов персонажей и ран Христа. Каким образом выполнено на бумаге само тиснение, пока неясно, хотя
можно предположить, что для этого применялась выпуклая металлическая форма -
штамп. Сквозные отверстия на бумаге могли появиться либо одновременно с
тиснением, либо после него (часть отверстий могла быть создана при тиснении, а
другая часть - при помощи ножниц, ножа и пуансонов). Можно допустить, что автор
владел приемами гравюры на металле, так как
множество сквозных фигурных отверстий сделано явно при помощи пуансонов,
аналогичных гравировальным.
Автор произведения заявил о себе следующим образом: на
нижнем поле есть подпись железо-галловыми чернилами «вырезывалъ Ф.К. въ
1801год». Ниже - название по-французски
(черной тушью) «Yesus Christ dans le Sepulcre» - «Христос во гробе». Также по-французски дано подробное
описание происхождения сюжета: «Картина Таддео Цуккаро, находящаяся в
кафедральном соборе Реймса. Нарисована на холсте, высота
Таддео Цуккаро (Taddeo Zuccaro или Zuccari,
1529-1566гг.) - итальянский живописец
римской школы, виртуозный рисовальщик, представитель позднего маньеризма,
известен в основном своими фресками. «Христос во гробе» - одна из немногих его
картин, украшает собой знаменитый
готический собор в Реймсе (Франция) -
тот самый собор, в котором короновались французские короли.
Жан Раймонд (Yean Raymond, 1695 - 1766 гг.) -
парижский мастер резцовой гравюры
по меди, один из лучших граверов своего
времени. Его листы немногочисленны, в лексиконе Наглера[5] упоминаются всего четыре его гравюры и в том
числе «Тело Христа с поклоняющимися
ангелами» по картине Цуккаро в Реймсе («Der Leichnam Christi von Engeln angebetet»).
Нам пока не удалось разыскать эту
гравюру, поэтому остается невыясненным, буквально ли следовал автор «прорези» гравюре или как-то ее интерпретировал.
Никаких сведений об авторе «прорези» не найдено. Известно, что объект поступил в Исторический музей в
составе коллекции А.П.Бахрушина по его духовному завещанию в 1905 году.
Состояние сохранности.
Демонтаж.
Произведение поступило в реставрацию в тяжелом состоянии.
Общая конструкция монтировки была такова (сверху вниз): стекло (разбитое), лист
с «прорезью», цветная металлическая фольга, бумажная подложка, деревянная доска
- ветхая и изъеденная жучком. Стекло
было приклеено к бумажному заднику полосками зеленой бумаги; после удаления
стекла выяснилось, что само произведение также
«прикантовано» полосками бумаги низкого качества к бумажной подложке.
Весь лист белой
вержированной тряпичной бумаги с
«прорезью» (размер 48 х
Оборот подложки из грязной покоробленной вержированной тряпичной бумаги (лист
составлен из двух частей), обклеен полосками белой и зеленой бумаги - одна
поверх другой (окантовка). На подложке -
заломы, затеки, желтые и темно-коричневые пятна в местах прикрепления фольги.
После того, как
мягкой кистью была удалена пыль, осторожно провели демонтаж: при помощи тонкого
шпателя удалили верхнюю полоску окантовки, державшуюся слабее остальных на
пересохшем клею (мучном). Оказалось, что это упаковочная бумага (чайная) с
печатным красным рисунком. Край
произведения, открывшийся после
снятия окантовки - ветхий, грязный, со срывами фактуры и утратами. Оставшиеся
полоски окантовки были аккуратно прорезаны по периметру скальпелем и таким
образом лист был отделен от подложки и стало возможно увидеть его оборот,
филиграни и систему крепления фольги ,
Металлическая фольга была прикреплена к бумаге с помощью капель воска и сургуча. Она подложена только под самые ажурные места «прорези», то есть не цельным листом, а в виде многочисленных кусочков разнообразных форм и размеров, причем многие из них сместились. Фольга запыленная, неравномерно выцветшая (по рисунку «прорези»), покрыта многочисленными черными точками. Изучение под микроскопом показало, что это - коррозионные очаги зеленого цвета поверхностного характера. В результате исследований, проведенных научным сотрудником лаборатории ОНР ГИМ Турищевой Р.А., выяснилось, что фольга - медная, посеребренная и имеет «лаковое» покрытие желтого и бордового цветов, в качестве связующего в котором использован клей белкового происхождения (рыбий или желатиновый). Металлическая фольга передана в сектор реставрации металла для проведения дальнейших анализов (определение продуктов коррозии) и разработки методики реставрации: необходимо ликвидировать очаги коррозии, не удаляя «лакового» покрытия, и продумать систему обратного монтажа фольги, подложки и листа с «прорезью».
При помощи скальпеля фольга
и нашлепки воска и сургуча были
осторожно удалены с бумаги. Теперь можно было рассмотреть филиграни на самом
произведении и на подложке. Лист «прорези» имеет филигрань типа «Strasburg
bend» íà ëåâîé
ïîëîâèíå
ëèñòà,
ôèëèãðàíü
íà ïðàâîé половине листа частично срезана и пока не идентифицирована.
На подложке сохранились обе филиграни: это инициалы ТФ и НЛ (соответственно на
левой и правой половинах листа) под короной в круге между ветвей и с указанием
года - 1804.[6] Таким образом, 1804 год представляет собой terminus post quem для данной
монтировки, т.е. можно утверждать, что лист с «прорезью» был смонтирован с
данной подложкой не ранее
Далее реставратору
пришлось задуматься над тем, каким образом проводить дальнейшие процессы:
удаление оставшейся окантовки, промывку и химическую обработку произведения,
имеющего выпуклый рельеф и текст, написанный железо-галловыми чернилами.
Реставрация.
Сначала были удалены остатки окантовки, которые слегка
увлажнялись и после набухания клея легко снимались скальпелем. После демонтажа
окантовки выяснилось, что поля прорези - ветхие, загрязненные, имеют срывы, утраты и отпечатки красного
орнамента с упаковочной бумаги,
использовавшейся для окантовки. Кроме того, внизу слева, под французским текстом открылась подпись автора,
выполненная той же тушью и тем же почерком, что и весь текст: «вырезывалъ Ф.К.
въ 1801 году». Можно предположить, что
находящаяся выше французского текста
надпись железо-галловыми чернилами, выполненная совершенно другим
почерком, была сделана одновременно с
окантовкой листа, в результате которой авторская надпись была заклеена,
- то есть после 1804 года.
Затем, после многочисленных проб и размышлений была выбрана
следующая методика промывки
произведения: лист, лежащий на фильтровальной бумаге осторожно
обрабатывался при помощи мягкой беличьей кисти №16 дистиллированной водой таким образом, чтобы
бумага не промокала насквозь, а лишь слегка увлажнялась (с лицевой и тыльной
сторон поочередно). Выяснилось, что эластичная и прочная тряпичная бумага достаточно хорошо держит рельеф (возможно,
что она была дополнительна проклеена перед тиснением).
Перед химической обработкой
железо-галловые чернила были закреплены с лица и оборота 2%
раствором фторлона.
Аналогично промывке
проводилась и химическая обработка произведения: мягкой беличьей кистью реставратор многократно наносил слабый (2 % ) раствор хлорамина на пятна и затеки, добиваясь
полного их удаления. Таким же образом
шла и последующая промывка от хлорамина, качество промывки
контролировалось при помощи иодо-крахмальной бумаги: после прикосновения к листу «прорези» влажная
кисть проверялась на иодо-крахмальной
бумаге (проверка на отсутствие свободного хлора). Весь процесс химической обработки и последующей
промывки продолжался в течение трех
месяцев.
После окончания
последней промывки произведение
выдерживалось около года и даже экспонировалось в таком «незаконченном»
состоянии на II-м Реставрационном Триеннале в Москве в 1996. Когда
реставратор убедился, что состояние листа стабильное, была осуществлена
подклейка полей японской бумагой и
восполнение утрат.
В настоящее время реставрация бумажного листа «прорези» завершена. После
окончания реставрации медной фольги
произведение будет монтировано на подложку из бескислотного картона и
окантовано под стекло.
Работа по исследованию техники произведения и атрибуции
будет продолжена.
[1] См. Metken S. « Geschnittenes Papier ...» , Munchen, 1979. В немецком языке подобная техника
обозначается термином «WeiBschnitt»
- « белая резьба».
[2] « Liber Passionis Domini
nostri Yesu Christi cum figuris
et characteribus ex nulla materia
compositis». - см. Metken S. «Gescynittenes Papier...»
[3] ГИМ, ИЗО, инв.№
42567/5 ДРЖ И - VIII 3237О
[4] « Tableau de Thadee’ Zuccaro,
qui est dans l’Eglise Cathe’drale de
Rheims. Peint sur toile,
haut de 7.
pieds 2 pouces, large de 4.pieds 1 pouce, grave Yean Raimond » .
[5] Dr. Nagler «Neues algemeines
Kunstler - Leksicon », Munchen,1842.
[6] Предположительно «Трубчевская фабрика
Василия Торубаева» - см. С.А.Клепиков
«Филиграни на бумаге русского производства 18 - нач. 20 в.», М.,1978 г. У Клепикова
подобная филигрань дана с указанием