Перова Е.Г.
Нарисуй мне кленовый листок !
Мы
все вышли из ... Исторического музея.
«Согласного Судьба
ведет, несогласного - тащит», - были убеждены древние философы. Иногда эта
таинственная «ведомость» является явной
и очевидной, иногда мы осознаем ее только на склоне лет, вспоминая и осмысливая
ту прихотливую цепь случайностей,
неожиданных поворотов, взлетов и падений, из которых состоит наша жизнь. Как
важно вовремя понять собственное предназначение, чтобы верно выбрать ту дорогу,
по которой и поведет тебя судьба. И как хорошо, когда найдется человек, который
поможет тебе разобраться в собственных
устремлениях и одолеть первую ступеньку!
Давайте представим себе послевоенную Москву: Симонов вал, Новоспасский монастырь, Крутицкое подворье, совсем рядом - Таганка, Зацепа... Самый московский район, трудно найти «московитее». Кривые горбатые улочки и переулки, маленькие домишки: низ - каменный, верх - деревянный. Местные жители, выходцы из окрестных деревень, делятся на три категории: рабочие, извозчики (до конца 50-х годов они еще ездили по Москве), и ... жулики!
Именно здесь, в этом
пролетарском районе, в «очень рабочей семье», издавна обосновавшейся неподалеку
от Симонова монастыря, и появился на свет Алеша Владимиров. Гудки заводов и
фабрик по утрам, грохот извозчичьих пролеток, обычные мальчишечьи игры, школа 11-летка при ЗИЛе... Уроки приходилось
делать на углу стола, за которым взрослые играли в карты. Трудно представить,
что мальчика, выросшего в подобной
среде, может ожидать участь иная, чем у
его сверстников: в лучшем случае -
рабочий, грузчик, такелажник, а в худшем...
Очень многих Алешиных одноклассников
уголовная «романтика» довела до тюрьмы.
«Мне всегда везло на счастливые случайности» - говорит Алексей Петрович
Владимиров, директор Всероссийского Художественного Научно-реставрационного
Центра имени И.Э.Грабаря. Первая счастливая случайность явилась ему в облике
полусумасшедшей «исторички» (эдакая чеховская дама в пенсне), заметившей у
мальчика интерес к истории и направившей
его в Кабинет школьника Государственного Исторического музея. В Кабинете
школьника 11-13-летние ребята занимались
по воскресеньям лепкой и рисованием на исторические темы.
Руководил занятиями заслуженный
художник-график А.А. Кирилло. Скоро ребята стали совсем своими в высоких
сумрачных залах с росписями - их всех знали в лицо и пускали бесплатно чуть ли
не каждый день. Именно в Историческом
музее будущий директор впервые вдохнул
особый музейный воздух - благородный
аромат старины
Окончив школу, Алеша
пришел в ГИМ рабочим в отдел
реставрации, то есть «мальчиком на все»
(лаборант в фондовом отделе - это была уже «аристократия»). Первым его
наставником был Иван Алексеевич Миронов.
«Сын музея», как его называли, Ваня с 14 лет работал в ГИМе. Его любили
все - да его и нельзя было не любить: это был человек с золотыми руками и с золотым сердцем, с доброй
и наивной душой. Он мог починить все, что угодно и никогда не отказывал ни в
какой просьбе. Малообразованный, но щедро одаренный от природы, он даже писал
стихи - не очень складные, но трогательные.
К сожалению, все добродетели
Ивана сводились на нет пристрастием к «питию хмельному».
Исторический музей в начале 60х годов представлял собой удивительный и своеобразный
мир - своего рода «Ноев ковчег», где чего только не было! В нижних этажах еще жили люди - какие-то
дворники с семьями, рабочие; во внутренних дворах играли дети, тут же проносили
экспонаты... Жили дружно, патриархально.
Алексей
познакомился с реставраторами, смотрел,
как работают Б.Есаулов и совсем молодые тогда Б.Белянинов и В.Шипилов. Под
умелыми руками мастеров старинная живопись как бы оживала и расцветала.
Подрамники, мольберты, холсты, кисти, растворители в баночках, утюжки, запах
краски... Подмалевок, грунт, записи, лессировки, тонировки... Атмосфера
мастерской, таинства ремесла - все это было интересно и заманчиво.
Проработал Алеша в
музее всего год перед армией, но «музейный вирус» сделал свое дело - «заболел»
он музейным делом окончательно и бесповоротно.
В армию с ... Ван-Гогом.
За несколько лет до
того, как Алексей сменил скрипучие Гимовские паркеты на заснеженные просторы
русского Севера, где проходила его армейская служба, в жизни
его произошла еще одна счастливая случайность. А.А.Кирилло, научив
Алешу, «как держать карандаш», и обучив первым азам рисования, направил
его в студию при Краснопресненском Дворце пионеров.
Возглавлял студию Всеволод Сергеевич Щербаков.
Художник-самоучка из круга В. Маяковского, он начинал в Окнах РОСТА, работал
при Диафильме и с С. Образцовым, был художником-кукольником. Замечательный
педагог, он разработал свою систему обучения. Юные студийцы под его
руководством писали сразу акварелью, маслом, миновав стадию срисовывания гипсов
и муляжей.
«Возьми акварельку,
нарисуй мне кленовый листок» - говорил он ученику, пытаясь пробудить в нем
творческое видение мира и свободу
самовыражения.
Оставляя «на потом» сухую теорию, он обучал
основам «живого письма» - живописи, разъясняя ее главные понятия: технику,
фактуру, цвет. На рубеже 50-60х годов, когда эталоном живописи считались
передвижники, Щербаков знакомил студийцев
с творчеством Ван-Гога, Гогена,
Лентулова, Фалька, Борисова-Мусатова; давал редкие книги, приохотил к ГМИИ им.
А.С .Пушкина. Ребята много работали. Алексей увлекался тогда техникой пастели,
сделал цикл городских видов и очень гордился, когда у него - тогда еще ученика 11 класса - взяли
одну картину на молодежную выставку МОСХа.
В армию Алексей
отправился во всеоружии - с только что вышедшим из печати томом писем Ван-Гога,
которые читал долгими зимними вечерами под снисходительно-насмешливыми
взглядами товарищей: «художники - они все сумасшедшие!». Североморск, Северодвинск, Соловецкие
острова, весь пейзаж - снег да сопки.
Именно здесь, во время службы, осознал Алексей
значение своих студийных занятий и роль Щербакова, который не столько учил их
живописи, сколько «окультуривал». Как деревцу-дичку, чтобы получить хорошие
плоды, делают прививку культурного
сорта, так Щербаков прививал им - московским «дичкам» интерес к достижениям мировой культуры, любовь к искусству, творческий
взгляд на мир. Художник должен быть талантлив не только в живописи. Он сумел
донести до студийцев главное: художник - это не профессия, это - образ жизни,
это особое видение мира.
Благодаря влиянию В.С.
Щербакова армейские годы не пропали для Алексея даром - это было время
возмужания и физического и творческого, время осознания себя и своих жизненных
целей.
Не
хотите ли стать ... кондитером ?
В марте 1969 года
демобилизованный старшина ВМФ прибыл к
новому «месту назначения» - в Грабаревские реставрационные мастерские. Привел
его туда Олег Яхонт - друг сына Щербакова по университету. В отделе реставрации масляной живописи мэтры-«маслёнщики» во главе с заведующим -М.Х.Бутаковым посмотрели живопись Алексея, поговорили с ним
по душам и решили, что он, пожалуй, подходит для отдела. Правда, директор мастерских Б.Никитин,
принимая Владимирова на должность помощника реставратора, спросил у него: «А вы
точно знаете, что хотите быть реставратором? А то вот есть прекрасная профессия
- художник по тортам на фабрике Красный Октябрь!» «Но я же не кондитером хочу
быть!» - несколько удивился Алексей.
Кондитером Владимиров
не стал, но волею судьбы не стал и реставратором. «Повинны» в этом два
замечательных человека, сманивших Алексея к себе в отдел - Глеб Генрихович
Карлсен и Вячеслав Павлович Титов, которые как раз в это время организовали
лабораторию техники живописи. Г.Карлсен сумел сразу, во время первого
разговора, так увлечь Алешу своими планами и идеями, что тот моментально «загорелся»
этим новым и сложным делом.
Впрочем, дело это было
новым не только для новичка Владимирова. Последовательным и целенаправленным
изучением техники и технологии
живописи, живописных
материалов не занимался у нас в стране
практически никто.
Во вновь
организованной лаборатории работали 2
реставратора высшей квалификации, 3 искусствоведа и химик. Сразу же наметились
два направления деятельности:
1.
экспертиза произведений живописи,
2.
изучение современных живописных
материалов и технологий.
Первое направление
возникло в связи с тем, что при централизованной закупке Министерством культуры
живописи для музеев оказывалось много не распознанных фальшивок. Экспертиза
тогда основывалась главным образом на мнениях знатоков - искусствоведов.
Выяснилось, что одного «знаточества»
мало. Обратились за помощью к
реставраторам, которые знают и понимают
произведения живописи как бы «изнутри».
Но весь богатый опыт, накопленный поколениями реставраторов, был не
систематизирован и не осмыслен. Необходимо было развивать подлинно научную,
объективную экспертизу, которая - не
отрицая интуиции знатоков - опиралась бы
на технико-технологические исследования, на данные не только истории,
искусствоведения, но и естественных наук.
Другое направление
работы лаборатории было вызвано
снижением качества живописных материалов и невниманием самих мастеров к технике
живописи - Союз художников стал
жаловаться, что свежие работы осыпаются прямо на глазах.
Сейчас это кажется
странным, но в первое время на
энтузиастов нового дела смотрели как на сумасшедших, не понимая всего значения
их работы и для реставраторов, и для искусствоведов, и для художников. С приходом Владимирова в лаборатории стало на
одного «безумца» больше - он сразу же увлеченно принялся за работу.
Не
пишите картины на портянках и заборных досках!
В лаборатории шло
накопление эталонного материала. Составили
специальный вопросник по состоянию сохранности масляной живописи, на основании
которого исследовалась и описывалась
большая часть произведений живописи,
реставрируемых в масляном отделе мастерских. Собирались рентгенограммы - сейчас
их более 2 тысяч, это самая крупная коллекция в России; изучались под
микроскопом особенности авторских подписей - между лаками, по кракелюру и т. п.
Лаборатория работала и
по заказам других музеев, провела, например, исследование живописи Айвазовского
в Феодосии. Первая серьезная работа - научная обработка выставки «Петровский
портрет» в ГТГ в начале 70х годов (микропробы грунтов, рентген). Публикации
результатов работы вызвали целую научную полемику.
Искусствоведы и
реставраторы стали осознавать, что рентгеновские и микроскопические
исследования холста, грунта, красочного слоя, лаков, изучение их в УФ- и ИК-лучах, систематизация и научная обработка полученных данных - все
это помогает решать целый комплекс задач, связанных с атрибуцией, экспертизой и
реставрацией живописи: помогает
установить авторство и время написания
той или иной картины, проследить изменения почерка художника и изменения
авторского замысла по мере его воплощения, отличить подделку от подлинника и
реставрационные поновления от оригинальной живописи.
Параллельно в
лаборатории шло изучение современных холстов, их качества. Была придумана
специальная машина для исследования «движения» холста в зависимости от изменений температуры и
влажности. Во многом благодаря усилиям лаборатории стали выпускать хороший
холст для живописи - т.н. «двунитку».
Публикациями в журналах «Творчество» и «Художник» удалось привлечь внимание
художников и убедить их, что не стоит писать «на портянках и заборных досках».
И главное, в художественных вузах осознали, что необходимо больше внимания
уделять технике живописи - т.е. Ремеслу в высоком понимании этого слова, ибо
преподаватели порой так увлекались выращиванием «творцов», что потом только
недоумевали, когда с дипломных работ учеников осыпалась краска.
В наше время реставратор
и исследователь живописи «вооружен» гораздо серьезнее (особенно за рубежом):
сканирующие микроскопы, исследования в поляризованном свете, микрохимия,
рентген-флюоресцентный анализ, тонкослойная хроматография, компьютерная томография, ультразвук, лазер...
А тогда была лишь увлеченная команда, почти на пустом месте закладывавшая
первые камни в фундамент подлинно научной экспертизы и реставрации.
От
Репина до ... Коперника..
Работая в лаборатории
техники живописи, Владимиров учился в Ленинградском институте живописи, ваяния
и зодчества им. И.Е. Репина. Заочное обучение позволяло студенту не тратить
время на ненужные ему дисциплины: все, что положено - «сдавали» и забывали; все
необходимое оставляли в памяти. Работа и учеба были тесно
взаимосвязаны - каждая курсовая бралась прямо с рабочего стола. Приезжая на
сессии, студенты часами бродили по Ленинграду, по Эрмитажу и Русскому музею,
изучая в подлиннике великую живопись и архитектуру. 6 студенческих лет - это
было замечательное время
В это время Алексей
увлекся историческими техниками
живописи. Диплом свой он посвятил нидерландскому художнику Карлу ван Мандеру.
Представитель позднего маньеризма, он писал картины на библейские сюжеты и
издал «Книгу о художниках», где собрал
биографии, высказывания художников об искусстве и различные рецептуры.
Выпуск 1976 года был
удачным - многие из однокурсников Владимирова руководят российскими музеями,
продолжая поддерживать дружеские и
профессиональные отношения.
В том же 1976 году в
жизнь Алексея опять вмешался счастливый случай - на сей раз в лице В.П.Титова,
буквально «пробившего» для Владимирова годичную стажировку в Польше, в
Университете им. Коперника на
факультете реставрации и
«забыткознавства» - т.е.
памятниковедения. Университет в городе
Торуне готовил реставраторов разного профиля: по камню, дереву, живописи и
архитектуре. Польская реставрация 70х годов была одной из сильнейших в Европе,
достаточно сказать, что именно польские реставраторы выиграли международный
конкурс по проекту переноски храмов в Египте.
Алексей ужасно
волновался перед поездкой, переживал, что на целый год оставляет семью, совсем
крошечного сына. Он готовился,
старательно учил польский язык - первый раз за границу, один! Приняли его очень
хорошо, позволили самому выбрать себе курс, составить расписание, подобрать
преподавателей. Сейчас он и сам не понимает, как удавалось ему одновременно слушать лекцию на польском языке
и записывать ее по-русски, синхронно переводя в уме. Поразила Алексея университетская
библиотека - такое изобилие книг по искусству, по иконографии, технике
живописи, реставрации ему и не снилось!
Но самым важным и
интересным были не лекции и не библиотека, а практические занятия - курс
исторических живописных техник. Каждый студент должен был написать
картину в определенной технике и манере. Ставился реальный натюрморт: музейная
кружка, кофейник, нарезанный лимон - все, как у «малых голландцев». По
старинным рецептам готовилась доска, наносился многослойный меловой грунт,
шлифовался; припорохом переводился рисунок, прописывался сначала темперой,
потом маслом - лессировки. Мэтр смотрел, как работают студенты и указывал, где
смыть (не получилось!), а где продолжать. Это была великолепная школа
мастерства, очень полезная и для реставратора, и для художника, и для эксперта.
Подобный практический курс давал такое понимание техники живописи, которое
невозможно вычитать из книг, а можно только почувствовать «кончиками пальцев».
Год, проведенный в
Торуне, был очень насыщенным: Алексей много работал, жадно впитывал новую информацию.
Не хотим варягов!
Вернувшись из Польши,
Владимиров продолжил работу в Отделе экспертизы, а очень скоро и возглавил
отдел после ухода В.П.Титова. Деятельность отдела перешла на новую, более
оперативную стадию: эксперты из Центра, совместно со специалистами из ГТГ и ГМИИ имени А.С.Пушкина, стали работать
прямо в комиссионных магазинах, отбирая произведения живописи для музеев. Было
приобретено много хороших картин, но немало и упущено _ не всегда музеи могли
быстро выделить необходимую сумму денег, и очередной шедевр «уплывал» на
сторону.
Тем временем в недрах
ВХНРЦ назревала необходимость кардинальных перемен. Начиная с 60-х годов в
Центре сменилось 6 или 7 директоров. Это были яркие, интересные личности, но, к
сожалению, по большей части не специалисты в деле реставрации. Последним на должность директора был назначен Владимир
Афанасьевич Быковский - художник, общественный и политический деятель,
пришедший в Центр с поста инструктора
Отдела культуры Горкома партии. Что такое охрана памятников, что такое
реставрация, и «с чем ее едят», - все это так и осталось загадкой для
Быковского до самого конца его дней. Его
не волновало, чем и как работают реставраторы, главное - выдержать сроки.
Заместитель Быковского
по науке - Николай Александрович Гагман, сломав все копья в борьбе с этой
«ветряной мельницей», стал думать об уходе на пенсию. Гагман долго уговаривал
Владимирова занять его место. Алексей прекрасно понимал, что должность эта -
совсем не сахар, но все же дает энергичному человеку возможность оживить
научную деятельность ВХНРЦ.
В 1983 году Владимиров
стал замом по науке. Он завершил работу, начатую Гагманом по подготовке и
изданию первого сборника «Вопросы реставрации и исследования памятников
культуры». Выходил сборник с большим трудом. Так, например, для статьи о
реставрации иконы Богородицы Одигитрии из Рязанского музея цензура не пропустила фотографии иконы, и все
вопросы иконографии, колорита и т.п. пришлось объяснять на словах, без
иллюстративного материала. Первый сборник был - как первый блин - несколько
«комом», но он тем не менее содержал много интересных и новых тем, не
затрагивавшихся до сих пор в подобных публикациях. Выпуск сборника произвел
большое впечатление на специалистов. Таким образом Центр заявил о себе как о
подлинно научной организации.
В 1984 году умер
В.А.Быковский. Умер в тот самый день, когда получил сообщение о присвоении ему звания заслуженного деятеля
искусств Российской Федерации - звания
этого он долго и упорно добивался. Центр опять остался без директора. В
течение полугода работой руководила Вера
Ивановна Корнилова - постоянный и неизменный И.О. во все времена
междувластья. Министерство культуры
стало подбирать кандидатов - целая вереница претендентов приходила на смотрины
и уходила ни с чем: больно тяжела им
казалась «шапка» ВХНРЦ. Грабаревцы,
насмотревшись на претендентов,
взбунтовались: «Не хотим больше варягов! Хоти своего человека, понимающего
проблемы и нужды реставраторов!» - с таким заявлением группа
представителей Центра отправилась в
райком.
Так, волею народа, в
1985 году 39-летний Владимиров был поставлен на должность директора ВХНРЦ. Главную свою задачу он видел в том, чтобы
превратить Центр в настоящее научно-реставрационное учреждение. Необходимо было объединить весь коллектив
вокруг этой идеи, необходимо было печататься, выставляться, выступать, -
благо, есть чем поделиться с коллегами:
богатый многолетний опыт, накопленный прекрасными специалистами.
Переполненный идеями, составив целый пакет
планов и проектов, отправился новоиспеченный директор в Министерство культуры,
надеясь на понимание и помощь. Но все
его надежды - равно как проекты - остались при нем; ничего, кроме грозного напутствия: «Учти, спрашивать будем
строго!» - он не получил.
3
х 3 = ... 745
!
Сейчас за плечами Алексея
Петровича - тридцать лет работы в ВХНРЦ
имени И.Э.Грабаря, пятнадцать лет директорства. Уже можно подводить некоторые
итоги. Под руководством Владимирова успешно и плодотворно работает большой творческий коллектив Центра, основное
направление работы которого - помощь провинциальным музеям России. Выпускаются
сборники трудов ВХНРЦ «Вопросы реставрации», проводятся Грабаревские чтения по вопросам реставрации и
исследования памятников, регулярно устраиваются выставки - в России и за рубежом. Алексей Петрович - не только хороший организатор, он еще
и активный генератор идей, которые
энергично воплощает в жизнь.
По инициативе
Владимирова в рамках программы Министерства культуры РФ регулярно
проводятся Триеннале «Реставрация
музейных ценностей в России», цель которого - поднять престиж труда
реставраторов, показать роль и значение реставрации в структуре деятельности
музея. В 1999 году открыто уже третье по
счету Триеннале, количество участников которого увеличилось по сравнению с
первым в три раза, а количество экспонируемых
музейных предметов достигло 745 !
Еще одно любимое
детище Владимирова - издание Вестника «Реставрация музейных ценностей». Подобное издание давно
ждали реставраторы, это регулярно выходящий журнал, в котором можно
было обмениваться мнениями, узнавать
новую информацию, публиковать методики, делиться опытом.
Сейчас директор ВХНРЦ
лелеет планы строительства нового здания для Центра - удобного, красивого; с
мастерскими, оборудованными по последнему слову современной техники, с выставочным
и лекционным залами... Новое здание
давно уже крайне необходимо всем Грабаревским
мастерским, разбросанным по Москве и ютящимся в плохо приспособленных
для работы помещениях. Страшно представить, сколько сложностей и препятствий
придется преодолеть для осуществления этой мечты!
Трудно перечислить
все направления работы, все начинания
и проекты, над которыми работает Алексей
Петрович Владимиров. Иногда кажется, что это не один человек, а целое учреждение.
Где берет он столько сил для этой постоянной каторжной работы? Искусство, природа, творчество - вот те источники, которые дают необходимый
заряд энергии, спасают душу и поддерживают
постоянную увлеченность своим делом. «Если я не порисую в выходные, - говорит
Владимиров, - я просто болею». Даже уезжая куда-нибудь на очередную
конференцию, он берет с собой альбом для эскизов. Так появляются виды Москвы и
Крыма, Киева и Иерусалима, Подмосковные пейзажи и натюрморты ...
«Вот уйду я на пенсию,
- мечтает Алексей Петрович, - и трясущейся
рукой буду рисовать всякие тыквочки, грецкие орехи...» Произнося эти слова, он меньше всего
напоминает человека, собирающегося на пенсию
- сквозь образ строгого директора
в нем явственно проступает 12-летний мальчишка, впервые в жизни открывший для
себя удивительную красоту простого кленового листка.